«Речевое развитие детейстаршего дошкольного возраста» Речь ребенка формируется постепенно, чтобы не пропустить различные недостатки речи, а так же предупредить их появление, ребенок должен пройти обследование у врача, логопеда в 3 года, 5 и 7 лет. В 3 года чтобы не пропустить задержку развития речи у ребенка (бедность словарного запаса, малопонятная речь, неправильная фраза), в 5 лет – чтобы не пропустить патологическое косноязычие и своевременно его исправить. При профилактическом осмотре в 3 и 5 лет логопед укажет, каким путем нужно помочь ребенку: порекомендует занятия с логопедом или отдельные упражнения в игровой форме, проводимые родителями с детьми дома. В 7 лет перед поступлением в школу – чтобы проверить как ребенок произносит и различает сходные речевые звуки (дифференциация звуков), что так необходимо для предупреждения ошибок в письме. Чтобы разобраться в отклонениях от правильного произношения звуков, необходимо знать закономерности развития речи детей; оно проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающие благоприятно только при известных условиях(правильный режим, правильная речь людей, окружающих ребенка, правильное воспитание). В возрасте до 5 лет идет физиологическое косноязычие (возрастное). Детям еще не доступно правильное произношение всех звуков речи. Еще не точны движения органов артикуляции (язык, губ, мягкого неба). Одной из причин физиологического косноязычия является и недостаточное умение различать звуки речи. К 5-6 годам дети с физиологическим косноязычием вследствие развития и уточнения деятельности их речевого и слухового аппаратов овладевают правильным произношением всех звуков по подражанию от взрослого. Но у некоторых детей идет патологическое косноязычие (произношение, не соответствующее возрастной норме). Это связано с, некоторыми причинами: неврологический статус, неправильное строение артикуляционного аппарата и неправильное формирование дыхания, глухота. К таким видам косноязычия относятся:
1. Замена звонких согласных звуков глухими: б-п, д-т, гк, ш-ж, з-с, в-ф.
2. Замена р,л звуками ы, в, у.
3. Межзубное произношение звуков.
4. Боковое произношение звуков
5. Носовое произношение звуков
6. Горловое произношение звуков р,л
Для детей с патологической формой косноязычия нужен другой путь исправления звуков – путь сознательного восприятия ребенком правильного звучания и соответствующей артикуляции. Исправление таких видов неправильного произношения , следует начинать с 3-4 лет, развивая у ребенка слуховое восприятие, артикуляцию и последовательно формируя правильное произношение звуков. Остальные недостатки звукопроизношения можно исправить с 5 лет. Нельзя отдельно брать во внимание только звукопроизношение в развитии речи ребенка. Речь ребенка включает в себя и другие компоненты: обогащение и расширение словаря (существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей, предметов, глаголов, а так же суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять); лексико-грамматические категории (согласование одних частей речи с другими частями речи, словообразование); фонематические процессы (слушать, различать, выделять, подбирать, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги); связная речь ( пользоваться простыми и сложными предложениями, делить предложения на слова, составлять рассказы ). Однако в старшем дошкольном возрасте дети не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых ( «дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражается в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков. У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков(свистящих, шипящих, Р и Л), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударение , неправильное использование интонационных средств выразительности. Так между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная связь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют недоразвитие фонематического восприятия, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает в роде , числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы.
Список литературы:
1. Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева «Речь дошкольника и её исправление»
2. А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»
3. Т.В.Савастина «Речевое развитие» журнал «Дошкольное воспитание»